Прежде всего, подчеркнуто функциональным. Конечно, светильники должны органично вписываться в окружающую обстановку, соответствуя стилю интерьера в целом. Однако главное в концепции отводится таким понятиям, как уровень освещенности, цветопередача, цветовая температура, распределение яркости, ограничение слепящего действия. Все они имеют точное цифровое "воплощение".
Разумеется, с учетом столь сложных требований создать грамотный осветительный проект под силу лишь опытным специалистам. Это хорошо понимают ведущие производители компонент систем освещения — они даже каталоги своей продукции выпускают не для конечного потребителя, а в расчете на профессионала-проектировщика, свободно ориентирующегося в системе правил и нормативов.
Тип офисного помещения или вид деятельности | Уровень освещения на рабочей плоскости, Lux | Ограничение слепящего действия (предельные значения), UGR | Цветопередача (минимальные значения), Ra |
Автоматизированные рабочие места | 500 | 19 | 80 |
Переговорные и конференц-зал | 500 | 19 | 80 |
Приемные | 300 | 22 | 80 |
Архивы | 200 | 25 | 80 |
Делопроизводство, копировальные работы | 300 | 19 | 80 |
Письмо, чтение, обработка данных | 600 | 19 | 80 |
Черчение | 750 | 16 | 80 |
Каким бы ни был интерьер, его освещение должно создавать мягко очерченные тени. В противном случае нарушается трехмерное восприятие людей и предметов, глаза быстро утомляются.
Искусственное освещение офиса следует максимально приближать к естественному. Один из приемов — располагать светильники рядами на потолке параллельно окнам (так, чтобы направление искусственного и естественного света совпадало). В офисах, где стоят спаренные письменные столы, кроме идущих из окон лучей, требуются дополнительные устройства (даже в дневное время). Они избавят от крайне нежелательных теней.
Итак, вопрос освещения не имеет однозначных решений. И дело здесь не только в том, что свет как таковой имеет многоплановые характеристики, получившие в современной науке точные цифровые выражения. Офисное помещение — сложная структура, и ее составляющие предназначены для разных видов деятельности, а значит, и оформлены должны быть по-разному.
Если глубина помещения 4-6 м, то 60-70% рабочего времени можно активно использовать дневной свет (разумеется, если оконные проемы достаточно широкие). Для исключения отраженных бликов светильники располагают в два ряда: первый — непосредственно вдоль окна, второй — параллельно первому, на расстоянии двух третей глубины комнаты, получая в результате общую равномерную "засветку".
Свои особенности у крупных офисных комнат, рассчитанных на 10-15 человек, где каждый работник выполняет свою задачу, общаясь с коллегами при необходимости. В этом случае линия зрения должна располагаться параллельно окну, а лучи — поступать слева. В качестве потолочного освещения будут уместны два-три ряда растровых светильников, проложенных параллельно окну.
Для создания индивидуальной "настройки" применяют местное освещение. Нормы общего при этом снижаются на 25% по отечественным или на 50% по зарубежным стандартам.
Экраны мониторов нового поколения настолько совершенны, что практически не "бликуют", а значит, и не утомляют глаз. Тем не менее, специалисты рекомендуют для борьбы с этим нежелательным эффектом максимально использовать свет, попадающий в рабочую зону не напрямую, а отраженный от стен и потолка. Что ж, если оргтехника в помещении "не на уровне", то советом пренебрегать не стоит. В этом случае стены, пол и мебель освещены примерно одинаково, нет ярких бликов на экранах компьютеров. Однако значительная часть лучей теряется уже в процессе их попадания в помещение. К тому же светильники и потолок в установке отраженного освещения быстро загрязняются, что дополнительно снижает ее эффективность. И еще: при светлой отделке стен и мебели в помещении практически не возникает теней и выраженных контрастов, что воспринимается ненатурально и утомляет зрение.
При оборудовании индивидуальных кабинетов первостепенны несколько иные требования. Среди них: высокий уровень цветопередачи и грамотное направление освещения (наличие моделирующего эффекта). Функциональность отчасти уступает эстетике, поэтому целесообразны универсальные установки, обеспечивающие разные условия для работы, переговоров и отдыха. Уместны и светодиодные потолочные светильники рассеянного света для общего освещения, светодиодные споты для создания световых акцентов и настенные или встроенные в потолок светодиодные светильники, как бы "омывающие" стены.
Нужную обстановку создают, варьируя сочетания светильников. Например, для подчеркнуто официальной включают только прохладное люминесцентное освещение, для неформальной выбирают слегка приглушенный теплый подсвет стен и местное освещение, а для торжественной иллюминации "врубают" все источники.
При проектировании конференц-залов приоритеты отдают удачно подобранному цвету излучения и гармоничной световой среде. Здесь будет к месту система локализованного общего освещения, в которой все светодиодные светильники сосредоточены над центральным столом и президиумом. В случае, если на заседаниях демонстрируются слайды, следует предусмотреть систему плавной регулировки. Если в конференц-зале нет окон, для улучшения психологического комфорта можно спроектировать ложные, представляющие собой настенные прямоугольные светильники с рассеивателями из молочного стекла.